Previous Entry Share Next Entry
Проектирование клуба часть 1
я_фотограф
m_safronov
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕР­СИТЕТ
ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Н.М. Новиков
М.В. Сафронов
Р.Р. Хафизов

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛУБА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

КАЗАНЬ 2006-2010



СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ (ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ)
ИСТОРИЧЕСКАЯ, ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПРАВКА
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА (ГРАФИК)
СОСТАВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ И ФРАГМЕНТЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)






ВВЕДЕНИЕ

Учебное проектирование клуба ставит своей целью обучить студентов комплексному архитектурному проектированию здания клуба, в рамках выполнения курсового про­екта на 3 курсе обучения архитектурной специальности. Успешное вы­полнение данного курсового проекта – необходимое этапное условие формирования будущего специалиста – архитектора в профессиональной деятельности.
Новизна и сложность данного курсового архитектурного проекта – связана с объемом курсового проекта, уровнем архитектурно – композиционных,  функцио­нальных и градостроительных задач впервые решаемыми студентами. Постановка этих задач на определенном уровне сложности и объема, диктуется необходимо­стью освоить и зафиксировать необходимый профессиональный уровень готовности решать данные профессиональные задачи архитектурного проектирования.

Учебная цель проектирования здания клуба – во первых – научится создавать архитектурный проект клуба, и на его основе спроектировать композиционно, и архи­тектурно законченный фрагмент архитектурной среды, и во вторых - овладение на­выками определения актуальности предложенной архитектурной задачи, постановки задачи на проектирование, выполнения предпроектного исследования (объекта) проектирования, умения разработки программы освоения и выполнения проекта рав­ноценной той, что выполняется в профессиональной проектной деятельности на разных стадиях разработки проектной документации.
В руководстве обобщен опыт многолетнего руководства курсовым и дипломным проектированием на кафедре архитектурного проектирования архитектурного фа­культета Казанского Государственного архитектурно – строительного Университета. В качестве иллюстраций приведены лучшие курсовые работы и фрагменты курсовых работ студентов архитектурного факультета университета, выполненные в процессе обучения на кафедре архитектурного проектирования.
Руководством не охватывается подробное описание и разбор выполнения ин­женерных разделов пояснительной записки.
Цель руководства – раскрыть содержание архитектурного проекта здания клуба, как учебного проекта выполняемого в рамках обучения студентов архитектурного факультета на 3 курсе обучения, и методических приемов достижения проектной це­ли.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность архитектурной задачи – определяется студентом и руководителем курсового проектирования в первую очередь, исходя из задачи проектирования. Либо существует конкретная задача проектирования т.н. заказ на проектирование конкретного архитектурного объекта, комплекса, градостроительного ансамбля, гра­достроительного узла, градостроительного образования, в таком случае актуаль­ность принимается как данность объекта, либо актуальность проектирования обос­новывается тем или иным доступным для студента способом в области градострои­тельства, архитектурно – композиционной, функциональной, социологической и пр.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ (ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ)

Постановка задачи на проектирование, собственно происходит из подтвержде­ния актуальности плюс составлением задания на проектирование, которое может быть либо разработано заказчиком (в случае реального заказа на проектирование), либо может быть сформировано студентом совместно с руководителем курсового проекта. Во втором случае задание на проектирование должно по своей структуре быть максимально приближенным к подобным, реально используемым в практике архитектурного проектирования.

ИСТОРИЧЕСКАЯ, ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПРАВКА

Клубами называют учреждения для проведения досуга людей, объединяемых общими любительскими интересами. Прототипы клубов возникли еще в древние времена. Учреждения досуга античности представлены греческими гетериями, рим­скими коллегиями. В средние века возникли союзы мейстерзингеров, камеры рито­ров и т. п. В 18 веке за сооружениями такого типа в Англии закрепляется термин «клуб».
Основу клубной деятельности составляли совместная трапеза и эпизодические увеселения. Эта программа определила стандартный тип клубного здания, состоя­щего, по существу, из одного помещения многоцелевого назначения, которое в буд­ни выполняло функции «трапезной» а в праздничные дни – танцевального зала.
В 19 веке в Англии возникают первые пролетарские клубы с широкой програм­мой проведения досуга. Они вобрали в себя элементы тех культурно-просветитель­ских учреждений, которые в центре города функционировали самостоятельно и не­зависимо одно от другого. Такие клубы включали: воскресную школу, библиотеку, помещения для развлечения и увеселений: биллиардную, комнаты для карточной игры, спортивный и зрительный залы.
Преемниками английских рабочих клубов в России были так называемые «на­родные дома». Они возникают первоначально на благотворительные средства, за­тем на средства просветительских обществ, позже земств, городов и наконец, на средства правительства через «попечительство о народной трезвости» на средства, получаемые от продажи спиртных напитков. «Народный дом»на первых порах был «чайной с развлечениями», в числе которых были настольные игры, книги, газеты. Позже в него включаются аудитории для лекций и концертов (иногда со сценой для спектаклей), библиотека, помещения воскресной школы и курсов.
Советский рабочий клуб появляется с 1917 года, на первых порах прямо на за­водах, в приспособленных для этого помещениях. В 20 годы 20 столетия начинается планомерное построение сети рабочих клубов, размещенных в непосредственной близости от места жительства. В них, подобно народным домам, концентрировались все возможные виды культурных услуг. В 1925 – 1927 г.г. были организованы первые конкурсы на проектирование крупных центров культуры, а в 1925 – 1927 г.г. были сооружены первые большие Дворцы культуры в С.Петербурге (Ленинграде), Харько­ве, Н.Новгороде (Горьком), Москве и других промышленных городах.
В конце 20 века в клубном строительстве наблюдается тенденция сосредоточе­ния его программы на чисто клубной деятельности (самодеятельное творчество, объединение по интересам, развлекательный досуг и др.). Универсальность функ­ций сохраняется лишь в сельских клубах, так как поблизости нет специальных зре­лищных, спортивных сооружений, библиотек и т.д. В городе же создаются пред­посылки для формирования специализированных типов клубных зданий, рассчитан­ных на творческую деятельность (дома народного творчества, клубы художествен­ной самодеятельности), общение по интересам (коллекционеров различного профи­ля, туристов, автолюбителей и т.п.) и просто на нерегламентированное общение, ко­торое, как на то указывает традиция, осуществляется преимущественно в однород­ных по социальным признакам (полу, возрасту и др.) коллективах (женские и муж­ские клубы, клубы пенсионеров и клубы молодежи, клубы людей одной профессии, спортивные клубы). Все это создает возможности чрезвычайно широкой типологиче­ской палитры клуба: от клуба – комнаты до развитого центра досуга городского масштаба.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Наиболее распространенным типом клубного здания в настоящее время яв­ляется двухчастный клуб с двумя различными видами деятельности: массовой раз­влекательной (зрелищная часть) и камерной, кружковой (клубная часть).

Зрелищная часть включает собственно зрительный зал, сцену (эстраду) и об­служивающие сцену и зал помещения. Площадь зрительного зала клуба определя­ется из расчета 0.65 м2 на одного зрителя. Размеры и расстановка мест для зри­телей должны приниматься по нормам для клубных зрительных залов.
Зрительный зал клуба принципиально отличается от залов специализирован­ных зрелищных учреждений – театров, концертных залов, кинотеатров – тем, что по характеру своей эксплуатации он должен удовлетворять всем требованиям хорошей видимости и слышимости для всех проводимых в нем видов зрелищ (спектаклей, концертов, кинопоказа, лекций, собраний).
Решение архитектурного пространства многоцелевого зала всегда представ­ляет собой определенный компромисс между противоречивыми требованиями отдельных видов зрелищ, поэтому габариты клубного зала приходится определять исходя из наиболее жестких требований, а таковыми всегда будут требования к на­блюдению спектакля. Именно они определяют и боковые  границы мест в пределах горизонтального угла 30 градусов, исходящего из портала, и заднюю границу мест, удаленную от красной линии сцены (линии занавеса) не далее чем на 27 метров.
Параметры зрительного зала должны отвечать требованиям, предъявляемым к кинозалам. Рекомендуется цилиндрический экран с радиусом, равным проекционно­му расстоянию, допускается плоский экран. Несовпадение габаритов зон зрительных мест при различных зрелищах создает реальную потребность трансформации габа­ритов зала, что может обогатить пластику интерьера зала. При организации транс­формации зала зрительские места подразделяются на основные (на которых обес­печиваются комфортные условия восприятия всех видов зрелищ) и резервные, нахо­дящиеся за пределами габаритов и увеличивающие вместимость зала при каком – либо особом мероприятии. Противопожарные требования к зрительному залу анало­гичны требованиям для залов кинотеатров, и только в залах вместимостью 800 мест и более с глубинной сценой колосникового типа, где велика возможность возникно­вения пожара на сцене, расположение зрительских мест должно отвечать требова­ниям, предъявляемым к театральному залу.

Фойе клуба используется не только по своему прямому назначению, но и для проведения выставок, балов, танцевальных вечеров (в случае отсутствия танце­вального зала). Фойе рекомендуется располагать в одном объеме со зрительным за­лом, а при наличии танцевального зала – смежно с ним. Площадь фойе определяет­ся из расчета 0.4 м2 на 1 место при наличии залов для танцев и 0.6 м2 на 1 место без залов для танцев. В сельских клубах фойе можно объединять с вестибюлем, при этом желательно выделять не менее 50% площади фойе – вестибюля в непроход­ное помещение, используемое для клубной работы.
Фойе должно иметь естественное освещение. В зданиях клубов, проектируемых для 4 климатической зоны, желательно предусматривать сквозное проветривание фойе.
Игровая площадка проектируемая в клубе, как правило, глубинная, при этом зрители располагаются  с одной из четырех ее сторон. Существует 4 типа таких клубных площадок различных габаритов и степени оснащенности сценическим обо­рудованием.
Эстрада – игровая площадка не отделенная от зрительного зала порталом.
Тип А – с высотой совпадающей с высотой зала.
Тип Б – с высотой, допускающей скрытое от зрителей размещение осветитель­ной арматуры.
Сцена – игровая площадка, отделенная от зрительного зала порталом.
Тип А – с высотой, обеспечивающей подъем живописной декорации в сложен­ном вдвое состоянии.
Тип Б – с высотой, обеспечивающей подъем живописной декорации в ее есте­ственных габаритах.
Сцены должны иметь просцениум – пространство перед занавесом не менее 1 метра. При сцене типа Б необходимо устройство трюма, используемого для сцениче­ских эффектов, размещения механизма врезного круга, а также для обеспечения связи между правой и левой сторонами сцены вне ее габаритов (проход актеров в течении действия за задником не желателен).
За задней стороной зрительного зала располагаются помещения регуляторной сценического освещения, светопроекционной, и звукоаппаратной с окнами в преде­лах ширины строительного портала.
Киноаппаратную следует проектировать в соответствии с требованием для ки­нозалов.
Склады объемных декораций располагаются на уровне планшета игровой площадки. Их площадь определяется из расчета 40-60% площади сцены и 20-40% площади эстрады. При наличии сцены они должны иметь высоту не менее высоты расчетного игрового портала.
Артистические комнаты следует проектировать с учетом использования их для кружковой работы.

Клубная часть обычно проектируется с таким расчетом, чтобы ее можно было объединить или изолировать от зрелищной и использовать раздельно.
В состав клубной части входят лекционный зал - аудитория, библиотека, круж­ковые комнаты, гостиные, а также (не всегда) кафе, спортивный или танцевальный зал и др.
При проектировании кружковых комнат следует иметь в виду, что строгой спе­циализации по назначению каждой комнаты добиться не удается, так как число заня­тий одного кружка не превышает трех в неделю, а при закреплении за ним специаль­ной комнаты она большую часть времени пустовала бы, поэтому за каждой комнатой закрепляется несколько кружков. При всех вариантах планировки нужно предусмот­реть достаточную площадь кладовых для хранения убирающейся мебели, крупного инвентаря, стеллажей и стенных шкафов для имущества каждого кружка (от 0ю02 до 0.05 м2 на 1место).
Библиотека должна иметь непосредственный вход из вестибюля или удобную связь с ним. Помещения библиотеки включают: помещение каталога и выдачи книг, книгохранилище, читальный зал, помещение для приема и обработки новых поступ­лений. Книгохранилище целесообразно проектировать частично с открытым досту­пом к книгам. Закрытое книгохранилище должно размещаться в самостоятельном непроходном помещении. Помещение выдачи книг должно располагаться между книгохранилищем и читальным залом. В помещении выдачи книг следует преду­смотреть место для книжной выставки, каталогов, а в крупных библиотеках – место библиографа. Читальный зал не должен быть проходным.
В клубной части должны быть помещения для отдыха (гостиные). Они могут быть либо изолированными, либо открытыми в кулуары или коридоры.
Лекционный зал желательно проектировать с естественным освещением с ле­вой стороны от зрителя или сверху и предусмотреть устройство для механического зашторивания окон. Площадь зала определяется из расчета 0.8 м2 на одного зрите­ля. При лекционном зале устраивают кулуары – выставочное помещение площадью 0.3 м2 на 1 зрителя.
Вестибюль предусматривается, как правило, общим для всего клуба, но в клу­бах большей вместимости лучше проектировать самостоятельные вестибюли для зрелищной и для клубной части. Гардероб и помещение касс проектируется как в зданиях театров.
Количество санитарных приборов в туалетах следует принимать: в мужских – 1 унитаз и 2 писсуара на каждые 150 посетителей клуба, в женских – 1 унитаз, на каждые 75 посетителей клуба.
Типологическими вариантами клубов являются так называемые культурно – просветительские центры – кооперированные здания клуба с одним или нескольки­ми из перечисленных ниже сооружениями: кафе, спортивный зал и др.
Спортгруппа помещений клуба может иметь один, иногда несколько спортив­ных залов, бассейн и ряд сопутствующих помещений – раздевалки, душевые, туале­ты, помещения для инвентаря и персонала (тренера, врача). При их проектировании следует обратится к нормам проектирования спортивных сооружений. Наиболее употребительный в клубном строительстве размер спортзала 12х24 м, бассейна – с длиной дорожки - 25 м.
Кафе целесообразно располагать с учетом возможности трех вариантов его ис­пользования: кулуарного обслуживания посетителей клуба, работы в режиме кафе и бара, в режиме клубная акция.
При кафе необходимо проектировать туалеты, количество санитарных прибо­ров определяется по нормам проектирования кафе.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Спроектировать здание клуба.
В рамках проектирования клуба выбрать градостроительное рас­положение, основное назначение и направление клуба, сфор­мировать основной набор функциональных особенностей клуба, рассчитать площади и объем основных профильных помещений клуба.
Этажность здания принять по необходимому рассчитанному и спроектированному объему, и исходя из архитектурно - компози­ционного решения и действующего градостроительного регламента.
Высоту этажей определять согласно СниП и других регламентирующих документов.
В цокольном или подвальном этаже спроектировать парковки лич­ного и общественного автотранспорта. Особое внимание при проектировании парковок уделить соблюдению противопожарных и санитарных норм проектирования и строительства.
На основе проекта здания клуба, спроектировать композиционно – законченный фрагмент архитектурной среды. При проектировании здания клуба, уделить внимание на благоприятную инсоляцию основных помещений. В рамках проектирования здания клуба уде­лить внимание благоустройству и озеленению окружающей терри­тории, в том числе необходимому числу парковок автотранспорта.

ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предпроектные исследования или сбор исходных данных и их дальнейшее обобщение осуществляется для изучения - как района проектирования, так и всевоз­можных вопросов, связанных с непосредственно дальнейшим проектированием объекта. К ним можно отнести сбор необходимых и второстепенных топографиче­ских съемок участка проектирования, изучение и применение тех частей Градострои­тельного Кодекса Казани или другого градостроительно – регламентирующего доку­мента на данной территории, который позволит определить градостроительные или иные рамки проектируемого объекта – к примеру – этажность, красные линии, функ­циональность, плотность застройки и возможно другие необходимые ограничения.
На основе собранного топографического материала можно выполнить классиче­ские градостроительные схемы – транспортную, пешеходную, озеленения, этажно­сти, (плотности застройки), функциональную, общественного обслуживания, как су­ществующего положения, так и проектные, при необходимости схемы существующе­го положения и проектные (прогностические) можно соединить, при условии соблю­дения внятного последующего прочтения.
К данной группе схем можно отнести также достаточно важные и актуальные в проектировании последних лет, схемы композиционного объектного и градострои­тельного анализа территории. Графический язык и представление этого класса объ­ектного и градостроительного отображения территории еще не устоялись, но иссле­дователи указывают на важность понимания композиционных основ проектирования территории, и если студент достаточно владеет пониманием композиционного ана­лиза территории, то группа схем объектного и градостроительного композиционного анализа, может быть дополнена схемами композиционного анализа территории.
Также к предпроектным исследованиям можно отнести – архивные, экологиче­ские, социологические, другие параллельные научные исследования, необходимость и актуальность привлечения которых определяется либо уникальностью района проектирования, либо особенностью методов проектирования, или темой курсового проекта, (которые в свою очередь определяют руководитель и студент).
Фотографирование выбранной территории проектирования – так называемая фотографическая фиксация существующего положения, фотопанорамы, фотогра­фии фрагментов (видовые кадры), существующей территории тщательно анализиру­ются и служат, как для иллюстрации существующего положения проектируемой тер­ритории, так и для визуального анализа, основы для предварительного эскизирова­ния, построения панорам, перспектив, (фотомонтажа).
На этапе предпроектных исследований необходимо обратится к уже существую­щему опыту – зарубежному и отечественному, проектирования и существования, аналогичных по тематике объектов. Тщательно изучить по материалам печатной, Интернета, другого медиаконтента, доступный к моменту проектирования, опыт про­ектирования, строительства, эксплуатации подобного класса объектов. Сформиро­вать на основе анализа графореферат по теме курсового проекта.
На основе предварительного замысла проекта определить необходимый для правильного проектирования список действующей на момент проектирования, нор­мативной документации.
Все предпроектные исследования или их отдельные части могут быть выполне­ны и представлены как в электронном виде, так и в традиционном. В случае элек­тронного представления данных студенту необходимо позаботится о необходимом органичном включении вида (сценария) представления информации в архитектур­ный проект.
Результаты предпроектных исследований могут быть включены как в поясни­тельную записку,  так и в графическую часть проекта.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА (ГРАФИК)

На основании задания на проектирование, утвержденного календарного график­а представления курсового проекта, учитывая предполагаемый объем курсового проекта, студент совместно с руководителем разрабатывают детальный календар­ный график выполнения курсового проекта (с учетом известной к тому времени дета­лизацией проекта и учитывая все предпроектные исследования, проведенные к это­му времени).
График выполнения проекта должен строится на основе стадийности выполне­ния и представления промежуточных результатов проектирования – на основе утвержденного деканатом архитектурного факультета и кафедрой архитектурного проектирования, графика выполнения курсового проекта.
Основными этапами считаются –
выдача задания на проектирование.
эскиз идеи.
утверждение эскиза идеи курсового проекта.
представление эскиза проекта.
представление основного материала графореферата.
утверждение композиции распланшетовки проекта.
выполнение архитектурного раздела (если нужно), пояснительной записки.
представление черновика проекта во всем объеме.
представление черновика графореферата.
представление проекта в целом.
представление графореферата.
подготовка архивного экземпляра курсового проекта (печатная уменьшенная (А3) и электронные копии (CD, DVD)).

СОСТАВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект состоит из -
графической части, составляющей основную часть проекта, выполняе­мую как правило, на планшете из пенокартона размером 1Х0,7м, (ори­ентация - «портрет») в количестве - 1шт. В отдельных случаях могут вы­полняться комплексные проекты, создаваемые несколькими авторами, объединенные одной темой или имеющие объем и проработку проекта, превышающие среднестатистический объем архитектурного, курсового проекта. В случае выполнения так называемого комплексного проекта – когда проект студента является составной частью проекта выполняе­мого несколькими авторами, проект по согласованию может иметь коо­перированные части экспозиции, совместно используемые несколькими авторами. Кооперируемой частью проекта может быть также макет или часть макета (градостроительные проекты). На планшете размещается основная часть графической информации проекта – генплан, основной(ые) фасад(ы), развертка(и), разрез(ы), план(ы), перспек­тива(ы), аксонометрия(ии). Здесь же может быть размещена дополни­тельная информация – аналитическая в виде схем, графиков, также мо­жет быть размещены основные и дополнительные иллюстративные ма­териалы – например фотографии с натуры, копии архивных и литера­турных и других источников и пр. графический материал, органично включенный в единую  композицию - “распланшетовку” воспринимае­мую как объединенный иллюстративный материал.
пояснительной записки, в брошюре, составляющей основную тексто­вую часть проекта, и включающую все определенные заданием на проектирование, разделы пояснительной записки. Главным разделом пояснительной записки должен быть архитектурный раздел. В архитек­турном разделе пояснительной записки к курсовому проекту должно содержаться введение – раскрывающее актуальность, основные зада­чи проектирования архитектурного объекта, основной подход к проекти­рованию, (архитектурный замысел), аналитическая часть – описываю­щая в необходимом объеме результат предпроектных исследований, основная часть – описывающая собственно, архитектурное решение – градостроительное решение, объемно – пространственное решение, композиционное, функциональное. Остальные инженерные разделы по­яснительной записки, описывающие инженерные аспекты проекта – конструктивное решение, экологические, экономические, технологиче­ские, социологические, определяются в зависимости от выработанного задания на проектирование и уточняются педагогом - руководителем данного курсового проекта.
графореферата, представляющего собой отдельную брошюру, (не ме­нее 30 страниц), и состоящего из анализа мирового и отечественного опыта архитектурных объектов, аналогичных тематике курсового проек­та. Анализ должен состоять как из краткой текстовой части, собственно представляющий реферативный анализ студентом данной темы и ее разделов, так и графической – представляющий в данном случае иллю­страции к реферативному анализу. Графический анализ может вклю­чать в себя как непосредственно архитектурные чертежи архитектурных объектов, так и примеры градостроительных схем – транспортных, пе­шеходных, озеленения, этажности, (плотности застройки), функцио­нальные. Также могут быть приведены примеры композиционного ана­лиза, как территорий, так и отдельных сооружений – в манере свобод­ного подхода к данной проблеме.
дополнительный иллюстративный материал, макеты, аудиовизу­альная информация. Макеты могут быть представлены как иллюстри­рующие проектное решение, так и концептуального характера, иллю­стрирующие (показывающие), основной концептуальный (композицион­ный) замысел проекта. Аудиовизуальное сопровождение в виде тради­ционного экрана или виртуальное представление сценария проекта должны быть заранее подготовлены и проверены на удобство восприя­тия.


Продолжение - Часть 2


?

Log in